[Gallant Scene]. Watercolor. Signed P. Ivanov and dated 1910 lower left 4 x 6".
$3,000
Bacchanalia. Indian ink and white gouache on paper, signed and dated 1918 lower left. 10 x 8”.
$5000
Illustration to “Golden Pot” by
A .Gofman. Ink, paper, signed and dated 1919 upper right. 8 x 6". In original Dutch XVII century ebonized hand carved ripple moulding frame
sold
Death of Harlequin. Ink, pencil, paper, unfinished. C.1919. 9 x 7". In original Dutch XVII century ebonized hand carved ripple moulding frame
sold
BIOGRAPHY OF THE ARTIST
ИВАНОВ Павел Петрович (псевд. Поль Мак)
[http://www.artrz.ru ] Ivanoff P. (alias Paul Mac)
П. П. Иванов. Фото 1910-х.
16 июля 1891 (Москва) – 22 июня 1967 (Брюссель). График, живописец.
Сын кадрового офицера. С детства проявлял художественные способности. Окончил 1-ю Московскую гимназию. В 1911 при содействии старшего брата Виктора Иванова, литературного и театрального критика, начал сотрудничать в качестве карикатуриста с московскими и петербургскими периодическими изданиями: «Рампа и жизнь», «Театр и искусство», «Театр в карикатурах», «Сатирикон» и др. Посвятил много карикатур театрально-художественному миру, исполнил сатирические портреты С. Н. Рахманинова, Н. К. Рериха, Н. С. Гончаровой, М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, Анны Павловой и др. Подписывал свои карикатуры: Мак или Paul; позже, в эмиграции, Поль Мак стало его официальным именем, закрепленным в документах.
В 1913 некоторое время работал декоратором Мамонтовского театра миниатюр под руководством Марии Арцыбушевой. Тогда же увлекся аргентинским танго, стал партнером знаменитой танцовщицы Эльзы Крюгер и получил известность на этом поприще. В 1913–1914 брал уроки в художественной студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина.
В 1916 поступил в Киевское великого князя Константина Константиновича военное училище, по окончании которого был произведен в офицеры. В 1917–1918 служил в 89-м пехотном Беломорском полку, участвовал в сражениях, получил шесть ранений (в том числе тяжелое, в бедренную кость, во время Брусиловского прорыва) и был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Окончил войну в чине капитана. В 1918 был арестован чекистами за ношение офицерской формы с наградами и провел несколько месяцев в Бутырской тюрьме. В 1920 работал художником в Театре революционной сатиры в Москве.
В конце 1920 с первой женой Елизаветой Сергеевной Курбской отправился на юг России, откуда в апреле 1921 через Туркестан и Афганистан добрался до северо-востока Персии. Весной 1922 обосновался в Тегеране. Первые годы зарабатывал на жизнь как тренер скаковых лошадей.
В Тегеране начал изучать технику персидской миниатюры, на основе которой создал собственный стиль, соединяющий элементы русской иконы с эстетикой западноевропейского модерна. Как художник-миниатюрист и портретист получил некоторую известность в высшем обществе. В числе обретенных им друзей были граф Ф.-В. фон дер Шуленбург (будущий посол нацистской Германии в СССР) и принц Каджара Фируза Мохаммед Хусейн. В начале 1926 провел персональную выставку, на которой экспонировались миниатюры на восточные темы («Саломея», «Шехеразада», «Тамерлан», «Чингисхан», «1001 ночь»), а также сцены из жизни монголов, туркменов и персов. В том же году английский министр сэр Перси Лорейн представил его шаху Мохаммаду Реза Пхлеви, который дал ему персидское подданство и сделал придворным художником (1927). Вскоре после этого исполнил в технике персидской миниатюры монументальный (14 квадратных метров) портрет шаха на Павлиньем троне, который вплоть до свержения имперского режима находился в тронном зале Голестанского дворца в Тегеране.
В начале 1928 выехал из Ирана в Египет. В том же году провел выставку в Каире, зарабатывал там на жизнь заказными портретами. В конце года впервые посетил Париж, а затем Лондон, где провел выставку в галерее Leceister. В 1929 вернулся в Каир, а в 1931 перебрался в Афины, где ранее обосновалась его сестра Валетнина. В том же году в афинской галерее «Версаль» состоялась его выставка. В 1932 вновь приехал в Париж и провел выставку в галерее Bernheim-Jeune, которая в 1933 в полном составе переместилась в Лондон и была показана в Обществе изящных искусств.
В 1934 поселился в Париже, однако спустя четыре года был выдворен из Франции по заявлению нефтепромышленника и мецената Г. С. Гульбекяна, который обвинил художника в аморальном поведении по отношению к его дочери Рите.
С 1938 жил в Брюсселе, где долго перебивался случайными заработками, работал шахтером. В 1940 был направлен оккупационными властями на работу в аэропорт Завентем под Брюсселем. В 1943 повстречался с русской актрисой Лидией Александровной Дурдиной, которая стала его женой и способствовала его возвращению к искусству. В 1943/1944 участвовал в Салоне русских художников в оккупированном Брюсселе. С 1945 регулярно участвовал в бельгийских выставках, ежегодно проводил персональные выставки в Брюсселе и провинции. В 1958 получил Большую золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе за работы, выставленные в Иранском павильоне.
В последние годы писал аллегорические картины на современные темы, обращался к образам русской мифологии («Сирин», «Алконост», «Гамаюн», «Св. Георгий Победоносец»).
В 1968 ретроспективная выставка художника, организованная его сыном Владимиром, состоялась в лондонской галерее Wolton. Семейный архив хранится у сына Дмитрия Дурдина-Мака (Бельгия).
Библиография:
* Лобанов-Ростовский; ХРЗ.
Анненков Ю. Художник-миниатюрист Поль Мак // Русская мысль (Париж). 1967. 24 авг. (№ 2649). С. 8.
Дурдин-Мак Д. П. Русский художник Поль Мак / Текст подготовлен Е. П. Яковлевой при участии Н. А. Авдюшевой-Лекомт // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 447–453.
Kovalenko G. Elza Kriuger // Experiment. A Journal of Russian Culture. Los Angeles. 1996. V. 2. P. 335–357/
Библиотека
сайта:
Анненков П. Художник-миниатюрист Поль Мак // Русская мысль (Париж). 1967. 24 авг. (№ 2649). С. 8.